ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ШИРОКОГО ДИАПАЗОНА ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
- Читательская грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
Документы:
- Письмо Министерства просвещения РФ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА №ТС-2176/04
- Письмо Министерства просвещения РФ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ БАНКЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Приказ Министерства Просвещения РФ и Рособрнадзора от 06.05.2019 №590-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
- ПРИКАЗ МО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.09.2021 № 01-21/1502 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности в ОО Бузулукского района
- Дорожная карта по формированию ФГ
- Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности МОБУ «Колтубанская ООШ»
- Годовой план по формированию функциональной грамотности
- Приказ об утверждении плана